На этой олимпийской неделе мы вспоминаем про московскую летнюю Олимпиаду 1980 г. Для любого города, Олимпиада – это большое событие, влекущее за собой как много хорошего, так и много плохого. Не стала исключением здесь и Москва. У нас уже есть публикация о том, что в Москве появилось хорошего, а эта публикация посвящена тому, что плохого принесла Олимпиада в город и чего город потерял безвозвратно.
Когда мы вспоминаем советские сносы, то в первую очередь на ум приходит, конечно, сталинская эпоха, когда один за другим уничтожались первостатейные шедевры, множество церквей и монастырей, стены и башни, целые ансамбли стирались с лица земли, потом мы вспоминаем про Зарядье, Новый Арбат, пробитый в 1960-е годы, и совсем забываем, что уже на излёте брежневского времени, в конце 1970-х годов массово сносили московские дома и улицы к Олимпиаде 1980 года.
В те годы уничтожен целый пласт городской среды – районы за пределами Садового кольца, деревянные районы Москвы. Понятно, что в огромном мегаполисе они не могли полностью сохраниться, но некоторые заповедные зоны можно было устроить, тем более что в итоге многие сносы были чисто идеологическими, дескать, город, в котором проводится олимпиада, не достоин «деревянных халуп», на деле многие из которых были очень интересными образцами застройки от классицизма до модерна. В итоге на месте множества снесённых к Олимпиаде домов до сих пор пустыри. Отдельно стоит рассказать и про целый район Мещанских улиц, который поглотил Спорткомплекс «Олимпийский» и одноимённый проспект. Стоит сказать про дачные Сокольники с шедеврами деревянного модерна и про село Коломенское с шикарными деревянными избами, которые были снесены просто так, чтобы туристам «глаза не мозолить», и опять же, село это могло бы стать прекрасным туристическим объектом, а Сокольники могли бы стать заповедником деревянного модерна.
Итак, начнём с самого масштабного – района спорткомплекса «Олимпийский» и прилегающих улиц. Тут не то, что дома ломали, тут стирали с лица земли целые переулки. Надо сказать, что сильно пострадали все близлежащие районы – Мещанские улицы и переулки с востока от проспекта Мира, Троицкая слобода, район Самотёки, Божедомки (улиц Дурова и Достоевского), Александровская (Октябрьская) и Трифоновская улицы.
Полностью исчезли Выползов, Тополев, Пальчиков, Барашковский, Самарский, Орловский, Огородный, Серединский переулки, Большая и Малая Екатерининские улицы, Тузов проезд, Трифоновский и Лесопильный тупики. Фактически ничего не осталось от застройки улиц Щепкина (бывш. 3-й Мещанской), и Дурова (бывш. Старой Божедомки). Эти районы были застроены по большей части деревянными домами, но многие из них сохранялись ещё с начала 19 века, и представляли собой интересные образцы деревянного зодчества, а места эти отличались неповторимым уютом. Можно было отреставрировать все эти дома, и сделать заповедник деревянной архитектуры, как сейчас делают, например, в Томске.
Сравнение карты 1952 года и современного спутникового снимка этих мест. На старом плане хорошо видно, что находилось на месте “Олимпийского” и прилегающих кварталов. Оранжевым показаны деревянные дома, красным – каменные, тёмным – большие каменные. Видны исчезнувшие улицы и переулки.
Выползов переулок со стороны улицы Дурова. Этот кадр иллюстрирует, что в этих переулках стояли не только деревянные и малоэтажные дома, но и большие доходные дома начала ХХ века тоже встречались.
Улица Щепкина (бывшая 3-я Мещанская). Ещё в середине 1970-х здесь чувствовался уют старой Мещанской слободы.
А это исчезнувший Серединский переулок, он соединял 1-ю и 2-ю Мещанские улицы (Проспект Мира и улицу Гиляровского), его перспективу замыкала церковь Филиппа Митрополита, шедевр раннего классицизма, построенная Казаковым. Атмосфера была непередаваемая.
Деревянные дома вокруг церкви создавали среду, служили фоном для неё.
А теперь вокруг огромные пустые пространства, заросли деревьев. Церковь смотрится одиноко, и гораздо менее эффектно. Шедевры без среды теряются, пропадает ощущение города.
Ещё в качестве примера можно привести расположенную неподалёку от «Олимпийского» улицу Дурова, к Олимпиаде её расширили, и фактически всю историческую застройку снесли.
Улица Дурова от Самарского переулка в сторону Проспекта Мира, справа – «Уголок дедушки Дурова». Здание слева строилось в 1904-05 годах в качестве приюта для бедных, для людей, брошенных на вокзалах севера Москвы и бедных детей Мясницко-Басманного района. Снесено в 1978 году.
Между улицей Дурова и Садовым кольцом проходил Самотечный проезд, параллельно Самотечной улице, между ними образовывался бульвар, который существует и сейчас, однако вся старая застройка Самотечного проезда уничтожена, на месте него проложен Олимпийский проспект. Близлежащие кварталы также зачищены – фактически полностью снесена застройка Троицкой улицы и переулков, уничтожены 1-й, 2-й и 3-й Лаврские переулки.
Сравнение плана 1952 года и современного спутникового снимка. Видно, что от всех Троицких и Лаврских переулков осталось всего несколько домов.
Тихий и уютный Самотёчный проезд.
Вместо домов теперь асфальт Олимпийского проспекта и голый склон холма. Опять же, церковь оказалась вырвана из среды. С домами она смотрелась гораздо живее и интереснее.
Троицкая улица, безумно живописные места.
При строительстве Олимпийского проспекта Троицкую улицу Обрубили, все дома сломали, и сейчас это выглядит вот так.
Все дома снесены к Олимпиаде, даже деревянный справа. Тот, что мы видим сейчас – уже восстановленный в начале 1990-х годов.
Кроме Троицких переулков и Самотёки изрядно подчистили район к востоку от «Олимпийского», в сторону Новослободской – Селезневскую улицу, улицу Достоевского и прилегающие переулки. Например, на улице Достоевского (бывш. Новой Божедомке), стоял молочный завод братьев Бландовых, построенный в 1907 году архитектором Ильёй Бондаренко, который прославился, в первую очередь, как зодчий старообрядческих церквей в эпоху модерна.
Ещё очень мощный удар пришёлся на Садовое кольцо, особенно пострадали места между Олимпийским проспектом и Триумфальной площадью. Были снесены все кварталы между Садовой-Триумфальной, Садовой-Каретной улицами и Оружейным переулком. В отличие от Троицких переулков, деревянных домов тут не было, все были кирпичными, их них целый ряд 4-6 этажных доходных домов.
Сравнение карт. На старой хорошо видны уничтоженные кварталы между Садовым кольцом и Оружейным переулком.
Садовая-Триумфальная, вид от тоннеля в сторону Малой Дмитровки. Квартал слева полностью снесён перед Олимпиадой. Тут, как видите, стоял неплохой особняк, и правее – 4 доходных дома. Эта линия продолжалась и дальше до перекрестка, но дальняя часть квартала снесена была ещё в начале 1970-х.
Садовая-Каретная, вид от перекрёстка с Малой Дмитровкой в сторону Самотёки. Все дома слева снесены к олимпиаде. За первыми двумя домами скверик – это бывшая Большая Угольная площадь, давно забытый топоним. За ней низкий двухэтажный дом, после него – выход с Каретного ряда на Краснопролетарскую улицу.
А теперь в сторону Самотёки от Каретного Ряда. За трёхэтажным домом находилась Малая Угольная площадь.
Досталось и местам на подъезде к Олимпийскому проспекту с восточной стороны, например Сухаревской (в то время – Колхозной) площади. На фотографии справа перед зелёным псевдорусским домом Миансаровой мы видим целый ряд старых домов, весь этот квартал между Садовым кольцом и Панкратьевским переулком был снесён к олимпиаде, на месте него разбили скверик.
И это лишь только часть того, что было снесено в центре города к Олимпиаде. Кроме этого реконструкция проводилась и в других районах, именно к Олимпиаде закончены некоторые затеи ещё генплана 1935 года, например закончена пробивка Новокировского проспекта (проспект Сахарова), который уничтожил Домниковскую улицу, расширена улица Красная Пресня, при которой снесли, например, Пресненские бани:
Отдельно хотелось сказать про окраины города – там ломались сохранявшиеся дачные посёлки 19 – начала 20 веков, такие как Сокольники или Кусково, расположенные на территории парков, и никому не мешавшие. Ломались совершенно бессмыссленно, потому что на их месте до сих пор пустыри. На улицах этих дачных посёлков сохранялось множество деревянных дач начала ХХ века в стиле модерн, многие их которых были настоящими шедеврами.
Например, вот дача купца Соскина на Ивановской улице, построенная в 1904 году архитектором Фёдором Горностаевым (автор звонницы на Рогожском кладбиже).
Сокольники на картах. По этим местам перед олимпиадой ударили очень сильно, видно что на месте большого количества дачных кварталов теперь просто зелёные зоны, оставшиеся после сносов дачи можно сосчитать по пальцам.
Сокольники. Дом 31 по поперечному просеку. После сноса жители этого дома каждый год собирались на полянке, где стоял их дом, и вешали на дерево круглую табличку с номером дома. Говорят, даже сейчас там ещё собираются их дети и внуки!
Сокольники. Дом 5 по 6-му Лучевому просеку, бывшая дача фабрикантом Зиминых, архитектор Андрей Стратилатов (автор, например, Казанского и Мещанинова подворий и дома Куприяновых в Ветошном переулке), при участии Михаила Чичагова (театр Корша в Петровском переулке), особняк Капцовых на Воронцовом поле).
Сокольники. Дом 15 по 6-му Лучевому просеку – синагога на даче банкира Полякова, построенная в 1898 году.
Все эти прекрасные образцы дачной архитектуры начала ХХ века снесены к олимпиаде, и на месте них до сих пор пустыри или заросли.
Кроме дачных посёлков сносились и бывшие подмосковные сёла, среди них село Коломенское, где сохранялось множество изб ещё середины 19 века. Надо учитывать, что село было богатым, и многие дома украшала пышная резьба, но и их тоже сломали просто так, до сих пор там пустыри, и сейчас на Большой улице Коломенского избы восстанавливают, пусть даже по старым чертежам или фотографиям, но это все-равно новоделы. А до Олимпиады сохранялись настоящие дома, из села Коломенского можно было бы сделать настоящий заповедник крестьянской архитектуры и жизни, который стал бы частью музея-заповедника Коломенское. Но, увы, совершенно абсурдно и бессмысленно, село было полностью снесено к Олимпиаде.
Село Коломенское на картах. Хорошо видно, что можно было сохранить. Ведь большая часть села не была затронута жилой застройка, а находилась на территории музея-заповедника.
Вот, что пишут про этот дом:
“В 1931 г. в июле м-це моего дедушку Лапина И. П., бабушку Лапину М.В. и их ст. сына Лапина М. И. из дома выгнали, все–все отобрали, угнали в «Новосибирск» В 1910 году, благодаря «Елисееву» дом отстроили; такой был большой, красивый, один из всей деревни, а в деревне было 400 домов. – Очень много проезжало мимо дома в «Музей Коломенское» иностранцев все дом фотографировали, за что дедушку и раскулачили. Некоторые думали завладеть этим домом, а колхоз «Красный-Огородник-Садовод» открыл в нем «Дет-Садик». ”
Возможно, часть изб сохранялась до 1970-х годов ещё с 18 века, с тех времён, когда разбирали деревянный дворец Алексея Михайловича, и соответственно они из его брёвен и были построены.
В итоге, после предолимпийских сносов Москва потеряла целый ряд прекрасных заповедных мест, обзавелась пустырями, ценные памятники архитектуры оказались вырванными из городской среды, и окружены пустыми пространствами. В этих местах уничтожен образ старого города с его плотной исторической застройкой, получились обширные территории с совершенно разрозненной и хаотичной застройкой разных времён. И отдельная тема – деревянное зодчество, Москва потеряла целый ряд шедевров, в результате в городе почти не осталось образцов деревянного дачного модерна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий