Дата публикации статьи: 26 марта 2013 года
Источник: http://cs1.kprf.ru/filestorage/library/34f678_pravdamos_12_98_4.pdf
Источник: http://cs1.kprf.ru/filestorage/library/34f678_pravdamos_12_98_4.pdf
Автор: Юлия Михайлова
Одной из важнейших задач молодого советского государства в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции было создание дешевого и здорового жилья. Проектировщики стремились уменьшить стоимость зданий, но при этом найти наиболее целесообразную планировку жилых домов.
на фото ансамбль «Буденовский поселок», 1927'1929 гг. архит. М.А. Мотылев.
В 1922–1923 гг. по поручению Моссовета прошел Всероссийский конкурс проектов показательных домов для рабочих, участие в котором приняли ведущие архитекторы: Константин Мельников, Эдгар Норверт, Илья и Пантелеймон Голосовы, Сергей Чернышев и другие. Программа конкурса предусматривала создание постройки, «удовлетворяющей, всем гигиеническим и санитарным требованиям, с должным количеством света, воздуха, обеспечивающим человеку здоровье в тяжелой обстановке города». Семьям предлагались двухкомнатные и трехкомнатные квартиры. В каждой квартире предусматривалась передняя, кухня с газовой или электрической плитой, кладовая с искусственным охлаждением, уборная. Одиноким предназначались отдельные комнаты на одного или на двух человек, при комнатах предусматривались общие столовые и кухни с подсобными помещениями, ванны и душевые кабины, уборные и умывальные, сушилки для верхнего платья. В домах предполагалось наличие помещений для библиотекичитальни, яслей и детского сада. Квартиры имели центральное отопление с вентиляцией, мусорные трубопроводы. Победивший в конкурсе проект предусматривал соединение различных по назначению сооружений в общий ансамбль. Предлагалось строительство трехэтажных домов блочного типа с центральным отоплением (на проектируемую группу домов была рассчитана своя котельная).
Победивший проект не был воплощен в жизнь, но продемонстрировал пример образцовой жилой застройки Москвы начала 1920-х годов. Реальное же строительство жилья в Москве началось только в 1923 году. Нехватка традиционных строительных материалов диктовала широкое применение их заменителей — дерева, термолита, бетонита и других. В Москве появились малоэтажные поселки – «Сокол», завода «Дукс» и ряд других. Однако решить таким образом жилищную проблему оказалось невозможно, и Моссовет объявил конкурс на «экономичную малометражную секцию». Первая типовая секция 1925 года состояла из двухкомнатных или трехкомнатных квартир. Изолированные комнаты площадью 13,6 и 23,6 м.кв. выходили в узкий коридор-прихожую. Кухня имела площадь около 9 м.кв. и располагалась у входа в квартиру. В квартирах не было ванных, на кухне был только умывальник, а туалет размещался у входной двери, рядом с входом в кухню. Для сохранения тепла решено было отказаться от сквозного проветривания, а подсобные помещения свели до минимума. Зато у каждой семьи была своя кладовка в подвале и место для прачечной на чердаке. А кухни были оборудованы кладовкой холодильником для хранения продуктов. Предельно были упрощены и фасады. Подобный аскетизм не только удешевлял строительство, но снижал и эксплуатационные расходы, уменьшая потерю тепла в домах. Стремясь к созданию индивидуального облика сооружений, архитекторы оперировали сочетанием простейших геометрических форм, пропорциями оконных и дверных проемов, ритмом и соотношением плоскостей стены и остекленных поверхностей.
Эти секции легли в основу строительства крупных жилых массивов в столице с домами в 4-5 этажей без лифта. При всем разнообразии у них было много общего: везде применялся принцип создания единой пространственной композиции, были оборудованы хорошо проветриваемые зеленые дворы, в систему застройки заключались культурно-бытовые учреждения, детские сады, ясли, школы и магазины.
В 1926-1927 годах в Москве были построены новые жилые кварталы: Усачевка, Дубровка, Дангауэровка и другие. Одним из образцов разумно задуманного и спроектированного жилого ансамбля тех лет является поселок Буденовский на Большой Почтовой улице, который был построен специально для высшего командного состава Красной Армии. Этот жилой квартал был построен в 1927 1929 годах по проекту архитектора Михаила Мотылева. Из объектов системы социальнобытового обслуживания в нем сохранился остекленный объем детского сада, встроенный в один из центральных домов. Запроектированы были встроенные в первые и цокольные этажи ясли, магазины, клуб и библиотека, а также общежитие и столовая.
По признанию ряда экспертов, на сегодня он является самым ценным в историческом смысле и самым хорошо сохранившимся в техническом смысле из подобных построек тех лет. Однако поселок не принят под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия регионального значения. Более того, над поселком нависла угроза сноса. Официальная причина – ветхость его строений. Но в подобном обобщении кроется лукавство. В поселке действительно есть аварийные квартиры. Состояние же подавляющего большинства корпусов вполне удовлетворительное. А в нескольких из них недавно был произведен капитальный ремонт. Некоторые квартиры до сих пор остались коммунальными, и их жители ожидают расселения. Большинство обитателей Буденовского ценят невысокую этажность застройки, свои уютные дворы, толстые кирпичные стены зданий, хорошую звукоизоляцию квартир. Квартиры здесь двухсторонние, с вентиляцией в каждой комнате, с «холодными» шкафами на кухнях и прочими преимуществами, которые не всегда встретишь в рядовой московской застройке. Почему же Буденовский хотят приговорить к уничтожению?
Думается, все дело в стоимости участка земли, с точки зрения нынешних властей используемого весьма «неэффективно». В 2012 году префектура ЦАО обратилась в комиссию при Правительстве Москвы по градостроительной деятельности на исторической территории с просьбой решить вопрос о сносе поселка. Однако рабочая группа комиссии 5 октября 2012 года единогласно постановила – в сносе отказать. Тем неменее, комиссия приняла странное решение: дополнительно проработать вопрос о сохранении либо сносе комплекса жилых домов «Буденовский поселок» с учетом мнения местных жителей, для чего в срок до 28 декабря 2012 года провести публичные слушания по этому вопросу и доложить председателю комиссии о результатах.
Публичные слушания по Буденовскому поселку не проводились. Но управой Басманного района жителям Буденовского поселка были вручены листы для принятия окончательного решения о сносе или сохранении зданий. В итоге из 1182 опрошенных жителей Буденовского поселка около 90% выступили против его сноса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий