Автор: Максим Сильва-Вега
для bbcrussian.com
2 февраля 2016
Долгие годы формировался имидж Москвы как города больших денег и крупных пафосных проектов. В то же время практически не развивалась локальная культурная инфраструктура. Этот выпуск блога я хочу посвятить новым экспериментальным площадкам, делающим Москву более живым, обновляющимся городом.
Недавно я оказался на выставке работ студентов Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. В арт-галерее, расположившейся в бывшем цеху старинного неоготического здания "Электрозавода", молодые художники показывали свои фотографии, картины и инсталляции.
Среди посетителей выставки я видел в основном юные лица – в зале не было людей старшего поколения. И я подумал о том, что новая культура в России по-прежнему находится в андеграунде, в подполье, за фасадами официальной, "взрослой".
В начале 60-х годов прошлого века в своей книге "Смерть и жизнь больших американских городов" Джейн Джекобс отмечала несоответствие унылости и пустоты спальных районов мегаполисов - громадному культурному потенциалу их жителей: "Как ни трудно в это поверить, глядя на унылые "серые зоны", на построенные по единому проекту жилые массивы или общественные центры, большие города – естественные генераторы разнообразия и щедрые инкубаторы новых начинаний и всевозможных идей".
Джекобс была убеждена, что даже самая немногочисленная группа или субкультура не только заслуживает того, чтобы иметь собственное место встречи в большом городе, но и может внести свой вклад в оживление, очеловечивание безликой городской среды.
Новые люди, новые пространства
На мой взгляд, Москва 2010-х относится к тем мегаполисам, которые – при огромной концентрации крупных учреждений культуры (театров, музыкальных залов, музеев и выставочных центров), а также достаточно дорогих клубов и ресторанов – до сих пор не могут похвастаться большим количеством маленьких заведений и независимых культурных площадок, находящихся в непосредственной, шаговой близости от мест, где горожане живут и работают.
Особенно нехватка эта чувствуется в области новой культуры: аренда помещений в столице баснословно дорога, и начинания молодых часто не могут обзавестись собственными квадратными метрами.
Тем не менее, неофициальная культурная жизнь Москвы развивается и нащупывает свои места силы на карте города. В последние годы в столице появилось несколько экспериментальных образовательных центров (таких, как Школа имени Родченко, "База", "Свободные мастерские", "Стрелка" и другие), которые готовят кадры нового типа - современных художников, кураторов, арт-менеджеров, урбанистов.
Новые люди стремятся создавать новые пространства. В прошлом году одним из самых нашумевших арт-пространств города стала площадка ЭМА, работавшая в течение нескольких месяцев в Большом Николоворобьинском переулке - в здании, которое ранее занимал выведенный из центра города одноименный завод электромедицинской аппаратуры. Это очень московское место: как и в других уголках столицы, драматичная история города нашла свое воплощение в его эклектичной застройке.
Глухой старомосковский переулок, в котором в XVII веке жили царские стрельцы, а в 30-е годы ХХ века, до ареста НКВД, - писатель Исаак Бабель. В 60-х рядом со старинной усадьбой было построено заводское здание с элементами советского модернизма, а теперь на его месте будет возводиться современный жилой комплекс.
"Так как процесс подготовки документации и согласований строительства занимает около года, руководитель девелоперской компании "Арт-Квартал" Андрей Гринев подумал: почему бы не разместить здесь временный культурный центр и использовать его как рекламу будущего дома? - рассказала мне арт-менеджер ЭМА Анастасия Вергазова. – Заниматься этим проектом он пригласил молодую команду арт-менеджеров, предоставив им полную свободу в выборе творческой концепции и атмосферы".
Эстетический диалог
Бюджет, выделенный на обустройство временной культурной площадки, был совсем небольшим. Заниматься организацией пространства и дизайном пригласили архитекторов из бюро "Космос". На тот момент заброшенная территория завода напоминала настоящую свалку, и они должны были придумать и создать арт-пространство в предельно сжатые сроки, за несколько месяцев.
Очень скоро одно из зданий института было обшито блестящими панелями, а во дворе появилась "луна" - большой светящийся диск, ставший символом переосмысленного пространства. Футуристичный дизайн вступил в диалог с эстетикой бывшего завода и старого переулка. Внутренним пространством ЭMA занималась команда кураторов Stereotactic. Они очень аккуратно вписали главную площадку центра в бывшую столовую завода, сохранив украшающие ее советские панно. Мебель и другие элементы интерьера создатели центра находили на помойках; что-то из предметов передавали друзья.
Мне ЭMA напомнила атмосферу арт-сквотов в Мадриде или клубов в Берлине, которой так не хватает в Москве.
"Нам очень хотелось сделать человечную историю – объясняет Анастасия Вергазова - Думая о культурной программе проекта, мы решили не ограничиваться никакими рамками. И панк у нас был, и джаз, и электроника. К счастью, мы могли себе позволить не думать о рентабельности проекта, поэтому вход на большинство событий был бесплатным".
За несколько месяцев работы ЭМА через площадку прошли несколько десятков тысяч зрителей, и все отмечали необычное для Москвы ощущение свободы. Осенью прошлого года проект был закрыт, и на месте завода началось строительство жилого комплекса.
Авторы ЭМА согласны с мыслью о том, что большинство молодых посетителей площадки вряд ли купят квартиру в престижном и дорогом районе города. "Однако тут есть нюансы, – считает Вергазова. - Если даже ни один из них не купит, то ничего страшного. На мой взгляд ЭМА – в любом случае хороший городской прецедент. У него есть собственная культурная, городская ценность, которая не конвертируется в финансы".
Нехватка душевных мест
Можно сказать, что эстафету ЭМА подхватила еще одна площадка, начавшая работу в конце прошлого года в другом московском районе, недалеко от метро "Тульская". Интересный квартал, сформированный преимущественно домами 20-30-х годов постройки, зажат между Серпуховским валом и Третьим кольцом и образует своеобразное “белое пятно” – спальный район в непосредственной близости к центру. Многие годы здесь не происходило ничего интересного.
Проект Echo Hideout разместился на небольшом двухуровневом пространстве бывшей художественной мастерской. Основная деятельность его инвестора, Яна Лапы, - разработка специальных электронных систем для банков, однако он остается небезразличным к современной культуре (по своему первому образованию Ян - культуролог).
"Москва – очень закрытый город: фейсконтроли, давка, – объясняет он. – У нас же не предполагается ВИПов, здесь все равны. И никаких фейсконтролей - думаю, что самый правильный механизм, который позволит людям попадать сюда, – это их собственный осознанный выбор".
К руководству площадкой Ян привлек 20-летних кураторов, которые - вместе с дружественными художниками и музыкантами - начали активно осваивать новое место. Здесь регулярно проходят концерты, перформансы, выставки и лекции, а недавно стала работать мастерская для художников. Я был на концерте минималистичной экспериментальной музыки, а на следующий день планировался арт-маркет, на котором художники не только показывали свои работы, но и обменивались ими.
Многие из посетителей площадки - одновременно и художники, и зрители.
"В Москве не хватает душевных мест, – говорит куратор Echo Hideout Катя Гаркушко. - Меня очень вдохновляет история "Фабрики" Энди Уорхола, и хотелось попробовать сделать что-то подобное. Организовать для художников место, где они могли бы работать, приглашать своих друзей, общаться и, самое главное, – чувствовать себя независимыми от официальных институций".
Пока в своих начинаниях молодые все же зависят от взрослых меценатов и инвесторов. В некоторых странах пытаются создавать более благоприятный режим для поощрения местных инициатив и стартапов. Например, в Польше администрации городов стремятся развивать находящиеся в упадке городские районы, предоставляя молодым предпринимателям помещения в них за символическую арендную плату. В Испании пустующие здания бесплатно передают городским сообществам под давлением общественности.
В Москве же, как мне кажется, не делается практически ничего для развития культурной ткани районов и кварталов и поддержки локальных инициатив - вместо этого на протяжении нескольких лет городские власти занимались централизацией творческих проектов, собирая их в парках или библиотеках. Под присмотром. Даже появившиеся в последнее десятилетия на бывших фабриках кластеры, такие как Винзавод или "Флакон", стали своеобразными культурными "гетто", слабо сообщающимися с окружающими их кварталами.
А ведь о сомнительной эффективности создания изолированных районов культурных учреждений тоже писала Джейн Джекобс, еще 50 лет назад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий