Начнём наш рассказ с наиболее выдающегося памятника авангарда. Клуб завода «Каучук» (в 1960—1990-х годах Дом культуры завода «Каучук») — здание рабочего клуба на пересечении улицы Плющиха и 2-го переулка Тружеников в Москве, построенное в 1927 -1929 г. для работников завода «Каучук» по проекту архитектора Константина Мельникова. Здание клуба является всемирно известным памятником архитектуры советского конструктивизма.
Он исправно выполнял свои функции в течение многих лет. Потом из клуба он стал театром, успел побывать и китайским рестораном, и арт-центром . В результате всех этих перипетий и внешний вид клуба, и его интерьеры оказались искажены. Однако после ремонта клуб выглядит вполне достойно.
Место для клуба было выбрано на пересечении улицы Плющиха с проектируемым по трассе 2-го переулка Тружеников Бульварным кольцом «Г». Для акцентирования узла этого нового участка города К. С. Мельников избрал форму сектора в четверть круга, обращённого дугой к перекрёстку. Со стороны переулка объём должен был быть фланкирован торцом трёхсветного прямоугольника репетиционного зала со скошенной кровлей, а со стороны Плющихи — продольным спортивным корпусом с наклонными остеклением и двускатной кровлей. Вперёд на уровень тротуара был вынесен круглый кассовый вестибюль с трибуной на кровле, охваченный лестницами, ведущими в фойе зрительного зала на втором этаже. Кассовый вестибюль связан остеклённым коридором с входом в партер зрительного зала, сцена которого занимает треугольную часть сектора, отсечённую вертикальной плоскостью портала сцены.
По внешней дуге зрительного зала над партером расположены два равноудалённых от сцены балкона без промежуточных опор и перемычек. С каждого из балконов четыре выхода ведут в дуговой коридор, по другую сторону которого располагаются комнаты для кружковых занятий, освещаемые вертикалями витражей, разделённых пилонами, формирующими уличный фасад клуба.
На плоской кровле клуба, между повышенным полукружием зрительного зала и внешней дугой основного объёма, обнесённой лёгкой оградой, размещался обширный балкон-терраса, откуда открывался вид на окружающую малоэтажную застройку.
Для всех клубов Мельникова характерно виртуозное решение интерьера, причем приемы объемно-пространственной композиции нигде не повторялись и в каждом клубе были совершенно оригинальными. Наибольший интерес в организации внутреннего пространства мельниковских клубов представляют предложения по трансформации и многоцелевому использованию их залов.
В клубе «Каучук» трансформацию полукруглого в плане трехъярусного зала предлагалось осуществлять делением его по вертикали, используя горизонтальный щит, который из партера должен был подниматься на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть зала от нижней. К сожалению, недостаточное развитие инженерии тех лет внесло свои поправки в проект Мельникова. Горизонтальный щит, который должен был трансформировать пространство, так и не был построен. Также, вразрез с проектом Мельникова, кружковый корпус выстроили двухэтажным.
Противопожарные нормы тех лет требовали для внутренних лестниц (эвакуация из зрительного зала) очень большой кубатуры. Мельников нашел остроумный выход - он выпускал людей сразу на улицу, на внешние галереи и лестницы, а здесь действовали уже другие нормы. Именно этим объясняется появление знаменитых наружных лестниц, которые стали характерной чертой мельниковских клубов.
В начале 1950-х годов в результате капитального ремонта были утрачены оригинальные интерьеры. Ремонт изменил первоначальный замысел архитектора, разрушив присущее конструктивизму единство функций и формы: был расписан потолок зрительного зала, в интерьеры большинства помещений и коридоры клуба внесены элементы лепного декора, чуждые духу конструктивизма. Утрачена терраса на кровле. С западной стороны сооружены пристройки.
В результате ремонтов 1990—2000-х годов оригинальное остекление было заменено стеклопакетами, кардинально изменившими внешний вид здания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий