Материал найден рабочей группой проекта "Войти и разрешить". Группа занималась исследованием территории между станциями метро "Бауманская" и "Электрозаводская" с целью создания комплексной навигации по этому микрорайону. В данный момент на территории ЦТИ "Фабрика" уже открыта часть постоянной экспозиции, посвященной истории этой части Басманного района. Работа ведется при поддержке - ЦТИ Фабрика.
Татьяна
Александрова (1929 – 1983)
Детская писательница,
художник, жила в БГ, в корпусе номер 9, кв. номер 7.
«Родина – не только
место, где мы родились и выросли, но и время, в которое мы родились и которое
вырастило нас. Родиной для Тани Александровой, будущей художницы-сказочницы
(это она сочинила сказку про домовенка Кузьку), были дом и двор на московской
улице Большой Почтовой – зимой, и дача в подмосковсной Малаховке – зимой… А по
времени такой малой родиной были для нее тридцатые годы, когда она росла, и
годы войны, когда сложился ее характер.»
Валентин Берестов
Татьяна
Александрова
СУХОЙ ТРАМПЛИН
В воскресенье мы
катались на лыжах в Лефортове. Глубокая зима, старинный парк, тихий и
прекрасный, утонул в снегу, и не поймешь, что выглядывает из сугроба: ротонда
времен Петра Первого или газетный киоск. Синее небо, тишина, безлюдье.
Тропинками пробираемся к горам. Катимся, будто внутри узора на замерзшем окне.
Только сороки выскочат, покричат на нас для порядка и - назад в белые кусты.
Весь народ на
горах. Горы будто с неба обрываются, до того высоки. Внизу под белыми кручами -
замерзшая Яуза. Люди у подножия бегают, суетятся, шевелят тощими ножками и
ручками, маленькие, бесшумные, черненькие, как муравьи. Они кажутся не больше
карандашного огрызка, или грифеля из него, в зависимости от количества одежды -
упитанность всех обитателей данного места планеты Земля была почти одинакова.
Мы на самой
высокой крутой горе. Народ тут - в основном мальчишки. Девочки катаются на
горках пониже. Совершенно точно сказал Пушкин: «Мальчишек радостный народ».
Один мальчишка катался бы молча, задумчиво. А вместе они и вправду радостный
народ.
Взрослых вообще
нет: зима сорок четвертого года, война. Большинство мужчин на фронте. Женщины
на работе с утра до ночи, и в будни, и в воскресенье. Если и выпадает свободное
воскресенье, дай Бог управиться с домашними делами.
Мы, несколько
девочек из восьмого класса, оказались тут только потому, что дорога из нашего
дома ведет прямехонько на эту высоченную гору.
Мальчишки летят
с горы, будто ими выстреливают из пушки. Иногда воют, как снаряды. Падают
всегда молча.
Мы с мальчишками
вот уже два года учимся в разных школах. Школы разделили на мужские и женские,
когда мы учились в шестом. Старшая сестра - она кончила десять классов перед
войной - дразнилась: «Мы-то учились вместе, а ваши школы разделили. Как
туалеты. Учитесь теперь врозь». Отношения у нас с мальчишками самые примитивные
- этакое взаимное презрение, что ли. Мы их презираем, они - нас.
Мальчишки,
пригибаясь, летят с горы, подпрыгивают на трамплинах, и когда становятся
величиной с запятую, медленно, будто отдыхая, катятся по замерзшей Яузе, теряются
среди других таких же черных точек и запятых.
Мальчишки, как
правило в полушубках, вернее в шубах, шитых на вырост, в каких застала их
война в сорок первом году. Мальчишки, ничего не поделаешь, росли, шубы
превратились в полушубки, у некоторых рукава надставлены, у других торчат
худые красные руки, хлястик где-то на лопатках, карманы чуть не у подмышек. У
всех поголовно ушанки, отцовские военные или довоенные, или крошечные детские
малахайчики, которые до войны были впору, или шапки с серо-зеленым верхом из
меха неизвестного серо-зеленого животного, они выдавались тогда по ордерам. На
ногах у мальчишек, да и у нас, большие разношенные, подшитые, заплатанные
валенки, чаще всего принадлежавшие взрослым, ушедшим на фронт. Лыжи - у кого
какие, самые фантастические, есть даже треугольные. Иногда лыжник вылетает из
своих валенок. Валенки с лыжами остаются в одном сугробе, а сам мальчишка
головой вперед пикирует в соседний. Девочки катаются аккуратнее, из больших
валенок не вылетают.
Почти все одеты
в черное, будто носят траур по ярким мирным одеждам, по давно забытой моде. Но
этот своеобразный траур - не дань моде, хотя у большинства кто-либо из родных
погиб или ранен, или воюет; а просто цвета различаются на маркие и немаркие.-
Ведь мыла выдавали по карточкам - столько (на этакого шкета - полкило мыла на
месяц), сколько по справедливости хватало бы на день; тут не до стирки. А одну
вещь для подростка часто приходилось шить из двух-трех детских вещей. И ежели
бы одна штанина оказалась, например, коричневого цвета, а другая - синей, или
в клеточку, или в цветочек, то хотя на одежду внимания не обращалось, такой
человек не внушал бы уважения. Помню, как Матрешенька долго кипятила, красила
в баке то одну вещь, то другую, чтобы перешить потом, и длинные разговоры, как
и в чем красить. О том, в какой цвет красить, разговоров не было. Вот и
оказались все мальчишки в черном, за исключением тех, кто был в пегом или
буром.
Мы тоже одеты
кто как. На Ире меховая шуба с маминого плеча. На Маше - тоже. Во взрослых
шубах они похожи на пингвинов. Галка - хрупкая, невысокая. Отцовского
офицерского кителя (отец вернулся с фронта без ноги) вполне хватило на зимнее
пальто, а для подкладки использовали Галкино детское одеяльце. У нас с Наташей
пальто, которые мы носили в четвертом классе. А так как мы уже в восьмом, то
эти пальто и надставляли и расставляли, и чем больше мы становились, тем
меньше было в них красоты и изящества.
Я стою на
макушке горы, заглядываю вниз и зцаю, что с этой горы не съеду. Все равно что с
парашютной вышки - без парашюта. Спуститься как-то надо, хотя бы до нижних
горок, но лыжи приросли к горе. С трудом двигаю их назад - вдруг толкнут.
Мимо со свистом
врезываясь в воздух, проносится лыжник. Фигура согнута, палки и лыжи
параллельны. Взлетает на трамплине, летит по воздуху, скрывается в снежной
пыли.
- Сухой
трамплин! Девчонка на Сухом трамплине! - орут вокруг нас мальчишки. - Во,
чешет! Ну, дает!
Откуда-то снизу,
из-под нависшей кручи, из-за сугроба показывается Наташа, в одной руке - палки,
в другой - лыжи. Сует валенки в ремни, лезет к нам. Одна щека вся в крови. На
вершине горы поворачивается, нагибается, палки назад...
- Правее! Левее!
- орут мальчишки. - Там снег сдуло под гребнем! Сугроб обвалился! Сухой
трамплин!
Наташа летит с
горы, отталкивается палками на трамплине, очень долго летит под горой, ще-то
далеко внизу ее лыжи опускаются на снег. Обгоняя прочих лыжников, лезет вверх
то лесенкой, то елочкой.
Пока она
поднимается, мальчишки - один за другим - пытаются взять Сухой трамплин, но в
решающий миг позорно сворачивают вправо или влево. Наташу встречают в
молчании. Она становится на вершину, сильно отталкивается палками и снова
летит, как птица, чуть не до середины горы, плавно опускается на снег, в этот
раз едет по берегу Яузы. И опять лезет вверх и скатывается с Сухого трамплина,
самого высокого в этих горах. Мальчишки, избравшие этот спуск, почти все
бултыхаются в снегу неподалеку от своих лыж. Но даже те, кто благополучно спустился
однажды, в следующий раз объезжают Сухой трамплин справа или слева.
Я позорно сажусь
на лыжи и лечу вниз, захлебываясь от воздуха и снежной пыли, пока лыжи не
разъезжаются подо мной и мы с ними сначала кувыркаемся вниз, а потом я долго
ползаю по сугробам, подбирая палки и лыжи. Остальные девочки тоже спускаются с
горы, кто по моим следам, кто по мальчишечьим.
А на следующий
день, в понедельник, мы с Наташей после школы идем в районную детскую столовую
обедать. Наш отец умер в госпитале в сорок втором году, мама-врач - на фронте.
Вот нам и выдали талончики на питание, шесть талончиков на весь класс. Как
правило, мы ходим в столовую все вместе, вшестером. Ходить туда мы очень не
любим.
Долгие годы, и
перед войной и в первые годы войны здесь был склад пищепродуктов и хранился
кофе молотый и цикорий. Когда нечего стало хранить, устроили детскую столовую -
кормили обедом тощих школьников и ребят из ремесленного училища.
Столовая
огромная, гулкая, пустая и холодная. Где-то под черным провалом потолка желтеют
лампочки, освещают высоченные нелепые колонны серо-зеленого цвета. Гладкие,
чуть влажные, они уходили в невероятную высь и где-то далеко переходили в
своды, выкрашенные масляной краской. Внизу, под колоннами, стояли столы на высоких
железных ножках, обитые алюминием. И стены и пол цементные, серые, и серые
клеенки на столах, липкие и холодные, черные заплаты окон, загороженных черной
светонепроницаемой бумагой. Смотришь на них и думаешь: «Зачем окна? Только
мешают.»
Много столов
между колоннами, за каждым - по шесть человек. Утром и в полдень здесь питаются
рабочие, вернее работницы с соседнего завода, потом мы, потом – вечерняя смена
этого же завода. Пальто, шубы свои вешали на спинки деревянных желтых стульев.
Мальчишки сидят
за столом, конечно, рядом с мальчишками, девочки - с девочками. Сидят, ждут,
когда медленно двигая усталыми ногами, подойдут хмурые и молчаливые женщины с
подносами, подавальщицы. На подносах - жестяные холодные тарелки. Иногда
подавальщиц ждать не надо, тарелки уже на столах. Так было и в этот раз. Одна
из подавальщиц отвела нас, шестерых девочек, к накрытому столу, дала каждой по
небольшому ломтику вязкого хлеба. Мы опустили ложки в суп и быстро съели что-
то мутное, холодноватое, которое даже в те времена не назвали бы вкусным (у
супа всегда был привкус, как будто туда набросали и разболтали стружек масляной
краски с высоких, зеленых, грязных колонн), и поглядывали на плоские тарелки
со вторым. Со вторым нам повезло больше. Наверное, его принесли позже и оно
было еще теплым: коричневые волоконца между золотистыми крупинками - пшенная
каша с тушенкой. Самое вкусное блюдо! И тут... Тут что-то пролетело мимо моего
плеча и шлепнулось в Наташину тарелку.
Мальчишки есть
мальчишки, пускай голодные, пускай тощие, а показать себя надо, иначе что за
жизнь. Кругом товарищи, смотрят на тебя, за столом - друзья. Ничего ради них
не жалко. И вот один из этих обормотиков, дабы почтить себя лаврами хотя бы из
столовского супа, нажевал хлеба из своей порции, прибавил для веса кусочки
капусты или еще чего-то плавающего в супе, положил этот комок на стебель ложки,
ударил по другому концу - и летит снаряд. И хотя парень наверняка не целился,
снаряд угодил как раз в Наташину тарелку, брызги жидкой каши разлетелись по
столу, по нашей одежде, по лицам. Черный жеваный ком влип в золотистую кашу,
как метеорит, покоился в центре небольшого кратера в окружении золотистых
крупинок и коричневых волокон свиной тушенки. С соседнего стола доносился
ехидный смех. Мальчишки держались за свои поджарые животики.
Наташа медленно
поднялась из-за стола. Огромные, в пол-лица глаза стали совсем черными, губы
плотно сжаты.
Мальчишки за
соседним столом притихли. Только один из них, виновник происшедшего, тыкал в
Наташу пальцем, извиваясь от смеха. С тарелкой в руках, Наташа шагнула к
соседнему столу и...
Я совсем ничего
не помню, - смущенно рассказывала она мне потом. - Совсем ничего не помню,
только чужие волосы под рукой, и рот, и нос, и щеки, и я эту противную кашу
пихаю ему в рот и в волосы. Тьфу, гадость...
Потом мы все
шестеро вышли из столовой. Сумерки превратились в темень. Темное небо, ни
звезд, ни луны. Темная улица, ни света из окон, ни фонарей, - светомаскировка.
От темной стены отделяются темные фигуры, перегораживают улицу:
Эти! Эти самые
девки, они и есть! Вон та дылда длинная! И другая такая же!
Это про нас с
Наташей, мы по тому времени были акселератками, так что от питания это не
зависит - от чего-то еще.
Мы остановились
у дверей. Деваться некуда. Назад в столовую? Кто поможет? Усталые подавальщицы?
Мы слышим:
Окружай, ребята!
Атанда! - И черная цепь, отделившаяся от стены, движется на нас.
Я отталкиваюсь
от двери и иду на эту цепь. Рядом - Наташа. Кто-то из девчонок пищит, остается
сзади, кто-то догоняет нас. Мальчишки тихо, угрожающе свистят, ругаются.
И вдруг высокий
тонкий голос:
Ребя! Да это та
девчонка с Сухого трамплина! Ну, которая Сухой трамплин брала! Вон шапенция ее!
Вон шуба! И валенки! Атанда! - И вражеская цепь рассыпалась.
Мальчишки, они
мальчишки и есть. Смелых они уважают. Мальчишки - народ, в сущности,
благородный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий