Источник: https://www.facebook.com/mosgornasledie/posts/1246641622044027
Комплекс зданий Центрального аэродинамического института включен в перечень выявленных объектов культурного наследия
Комплекс зданий Центрального аэродинамического института включен в перечень выявленных объектов культурного наследия
Департамент культурного наследия города Москвы выпустил приказ о включении комплекса "Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), 1924-1930 гг., архитекторы В.А.Кузнецов, В.Я.Мовчан, И.С.Николаев, А.С.Фирсенко, инженер-конструктор А.Н.Туполев, гидромеханик Л.И.Седов, 1950-е гг. Здесь работали основоположники русской авиационной промышленности, ученые и конструкторы: Н.Е.Жуковский, С.А.Чаплыгин, С.П.Королев, А.Н.Туполев и другие: Аэродинамическая лаборатория с трубой и ветросиловой башней 1924 г., архитекторы В.А.Кузнецов, В.Я.Мовчан, И.С.Николаев, А.С.Фирсенко, 1950-е гг.; - Гидроканал с модельными мастерскими, 1925 г., 1930-е гг., архитекторы В.А.Кузнецов, В.Я.Мовчан, И.С.Николаев, А.С.Фирсенко, инженер-конструктор А.Н.Туполев, гидромеханик Л.И.Седов, 1950-е гг.", расположенного по адресу: ул. Радио, д.17, корп.10, 12 в перечень выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также об утверждении границ его территории и предмета охраны.
"Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского – один из крупных научно-технических и промышленных комплексов, развивавшихся в начале XX в. в России. Оказав сильное влияние на становление и развитие отечественной авиации, институт представляет несомненный историко-технический и культурный интерес. В то же время, комплекс зданий ЦАГИ имеет и архитектурную ценность, как один из ярких образцов конструктивизма, расположенных в Москве.", - прокомментировал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Одним из ключевых принципов конструктивизма является ориентация при определении формы здания на его конструктивно-функциональную целесообразность. Особенно ярко этот принцип проявился при создании корпуса №10 комплекса института, в котором расположена аэродинамическая труба. Крыша постройки имеет полукруглую форму, которая повторяет форму испытательной установки. Важной архитектурной деталью является вышка с ветросиловой лабораторией, которая добавляет уникальные черты во внешний облик корпуса.
Также ярким архитектурным объектом на территории института является здание корпуса №12 гидроканала ЦАГИ. Эта постройка с лаконичными формами простирается в длину более чем на 200 м.
Проектные работы по комплексу ЦАГИ в Москве были начаты в августе 1923 г. Помимо обычных специализированных зданий в план вошли четыре крупных составляющих объекта: опытный авиазавод с конструкторским бюро при нем, гидроканал для исследования корпусов гидроавиации и глиссеров с водным бассейном длиной около 200 метров, аэродинамическая лаборатория ветровых двигателей с башней для испытаний. Весь градостроительный комплекс этих сооружений был задуман и построен как единый архитектурный ансамбль по проекту выдающегося архитектора А.В.Кухнецова при участии его учеников (А.С.Фисенко. И.С.Николаева, Б.В.Гладкова и др.). 8 мая 1924 года председатель ВСНХ Ф.Э.Дзержинский утвердил Положение о строительной комиссии ЦАГИ и первый ее состав.
Строительство первого здания комплекса (ветросиловой лаборатории с башней) было начало в июне 1924 года. Под строительство гидроканала и новых лабораторий была выделена территория почти всего квартала, включая действующую кирху, бывшее реальное училище, отданное под среднюю школу, ряд жилых домов и хозяйственных строений.
За 1925 год были выстроены современные корпус №12 и часть корпуса №14 (гидролаборатория), где проводились испытания турбин Днепрогэса. Долгое время здесь хранился действующий макет этой электростанции. Строительство продолжалось несколько лет и полностью ансамбль ЦАГИ, выстроенный в едином стиле функционализма, сложился к 1930-м гг. Доминирующее положение в ансамбле заняла ветросиловая башня с ветряной электроустановкой в западной части участка.
Отличительной особенностью ансамбля, созданного А.В.Кузнецовым, было естественное включение исторических объемов в новую структуру. Внутриквартальная планировка с включением немногочисленных исторических объемов была подчинена центральному сооружению – 200 метровому гидроканалу.
Отличительной особенностью ансамбля, созданного А.В.Кузнецовым, было естественное включение исторических объемов в новую структуру. Внутриквартальная планировка с включением немногочисленных исторических объемов была подчинена центральному сооружению – 200 метровому гидроканалу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий