среда, 29 марта 2017 г.

Москвичей ждет битва за квартиры


Москвичей ждет битва за квартиры

Чего следует ожидать жителям московских пятиэтажек, которые будут снесены в рамках проекта реновации жилой застройки города? Кто выиграет от этой затеи - москвичи или крупные строительные компании? 

Об этом первый заместитель главного редактора «Мира Новостей» Андрей Авдонин беседует с экспертом Общественной палаты РФ в сфере жилищной политики Владимиром САМОШИНЫМ.


ЗАКОНОПРОЕКТ НАПИСАН «НА ВЫРОСТ»

- Большинство экспертов жестко раскритиковали опубликованный недавно законопроект о реновации жилой застройки. Что вы думаете по этому поводу?

- Нам хорошо известно, как работает Дума, как от первого чтения к третьему меняются законы. Они перерождаются, выхолащиваются, меняется их суть. Поэтому в итоге мы можем получить совершенно иной документ, который не будет похож на тот, что мы имеем сейчас. Можно сказать, что сегодняшний вариант написан «на вырост».

Давайте просто пробежим по тексту. Мы видим 6 страниц пояснительной записки и 33 страницы самого законопроекта. Все перевернуто с ног на голову. Обычно пишется развернутое обоснование и лаконичный закон, который не предусматривает непонятных определений, дающих возможность трактовать их по-разному.

Сегодня ситуация обратная. Пояснительная записка куцая и пустая, законопроект раздутый, предусматривающий различные детали. Такой грандиозный проект с деталей начинать нельзя, важны прежде всего стратегия, общая концепция. Это прописывается в первую очередь, а потом обсуждается на общественных слушаниях.

- Вы считаете, что принципиальное изменение законодательства было необходимо?
- Сейчас проводить реновацию можно с помощью двух рычагов. Это развитие застроенных территорий и комплексное развитие территорий. Этих двух механизмов оказалось недостаточно, чтобы провести реновацию Москвы.

Вспомним аналогичный питерский проект. В 2008 году власти хотели перекроить 23 квартала, предполагали, что сделают это легко. Но за 10 лет программа выполнена всего на 0,5 процента. Администрация города смогла заменить только 100 домов. Этот опыт показал, что действующего законодательства недостаточно, для того чтобы находить общий язык с населением.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ?

- Но чиновники заявляют, что люди получат большее жилье, чем имеют, поэтому должны быть довольны. Это так?

- Утверждается, что стоимость квартир увеличится на 30-35 процентов, метраж возрастет на 20 процентов. Скажу сразу, это лукавство. В хрущевках маленькие кухни и коридоры, в новых домах таких квартир нет. Вот за счет «кухонных и коридорных» метров и увеличатся квартиры. Этот показатель могут улучшить и сами переселенцы, когда вынуждены будут брать ипотечные кредиты и покупать дополнительные метры.

Еще одна тонкость: чтобы принять решение и подписать договор, выделяется два месяца. В противном случае переселение произойдет в судебном порядке. Сама процедура выселения через суд у нас уже достаточно отработана. Есть такая норма, как «взыскание по судебному приказу». Это значит, что суды даже не встречаются с теми, кого это касается, а принимают решение заочно. Учитывая практику сноса гаражей в столице, сегодня очень легко принимаются решения в пользу власти.

Очень не повезет жителям ЦАО, Зеленограда и Троицкого и Новомосковского районов. Их будут расселять не в районе проживания, а в пределах округа. Жители не смогут даже формально оспорить это решение в суде, так как оно прописано в законодательстве.

ВЛАСТИ ОТМЕНЯЮТ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

- В 2015 году Москва перешла на кадастровую, или рыночную оценку недвижимости, поэтому все знают рыночную стоимость своего жилья. Это будет серьезным осложнением для властей, потому что новое жилье окажется гораздо дешевле. Но не исключено, что заявленная стоимость построенной недвижимости окажется умышленно завышенной. Это сделают для того, чтобы убедить людей в том, что они приобретают более дорогой актив. Правда станет известна позже, когда люди решат продать «новые квартиры» и им сообщат истинную стоимость недвижимости.

Сильно пострадают собственники нежилых помещений. Им предоставят площадь в любом другом округе Москвы. Например, хозяину кафе на Якиманке могут предложить место где-нибудь в Бескудникове, к этому надо быть готовыми.

Если закон примут, то изменятся действующие санитарные, экологические, противопожарные и прочие действующие нормы в сторону ухудшения и уплотнения. Но самое главное в том, что неожиданно распоряжение нашей собственностью оказалось в руках городской администрации. Как выяснилось, у нас есть только право пользования. Московская власть практически отменила частную собственность.

- Многие москвичи надеются, что если живут в хорошем кирпичном доме, то снос их минует.

- Речь идет о поквартальном сносе. Новый законопроект разрешил городу самостоятельно решать, какие постройки должны быть уничтожены. Если даже очень хороший дом попадет в зону застройки, он разделит судьбу пятиэтажек. Большие земельные участки, детские сады, школы, озеленение - все пойдет под нож бульдозера с целью зарабатывания денег.

- Власти собираются применять волновой метод расселения. Это значит, что аварийный дом сносится, на его месте строится новый, в который переселяются жители из других домов, подлежащих сносу. Но возникает вопрос: а куда поедут самые первые переселенцы?

- В первую очередь заселят уже построенные, но пустующие новостройки. Конечно, квартиры там больше, чем в хрущевках. Платить за переселенцев город не собирается. Поэтому чиновники договорятся с застройщиками продать им часть жилья по дешевке, но закроют глаза на то, что в новом доме, который построит эта компания на освобожденном от пятиэтажек участке, стоимость коммерческих квартир окажется в разы завышенной.

Стройкомплекс, который уже много десятилетий является истинным хозяином в городе, переживает тяжелые времена. Недвижимость не раскупается, поэтому эту отрасль надо спасать. Чиновникам надо, чтобы бизнес не простаивал, а приносил доход.

- У москвичей есть возможность как-то бороться за свои права?

- Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников говорит, что ситуация с каждым домом будет решаться индивидуально. Но он не договаривает, что индивидуальные подходы здесь не пройдут. Будет какая-то форма опроса, и если половина собственников выступит за снос, то к остальным применят репрессивные меры.

Мы знаем, как сейчас проходят общественные слушания. Как активно власть добивается через мнимые собрания жильцов принятия нужного решения. Поэтому важно, чтобы в самом начале были подключены по-настоящему народные общественные силы, отражающие интересы москвичей.

Это сложно. Есть общественники, обслуживающие муниципальные власти. Это так называемый ЖКХ-контроль, который организован для того, чтобы помогать власти. Будут использоваться советники многоквартирного дома при управе, которые появились специально для того, чтобы стать посредниками между жителями и чиновниками.

Я не верю, что существующие провластные общественные силы могут помочь москвичам. Надо привлекать профессионалов - градостроителей, проектировщиков, урбанистов, то есть применять силы компетентных специалистов, не заинтересованных в результате реновации лично.

ЗАКАЗЧИК И ЗАСТРОЙЩИК В ОДНОМ ЛИЦЕ

- Очень много вопросов вызывает созданный Фонд содействия реновации жилищного фонда. Какие полномочия будут у этой организации?

- Фонд станет заказчиком строительства и застройщиком в одном юридическом лице. Это очень опасно. Здесь существует серьезная коррупционная связь: сам заказал, сам буду строить. Конечно, чиновники выберут наиболее дорогой проект и начнут работать под извлечение прибыли.

Мало кто обратил внимание на то, что по новому закону фонду может предоставляться земля в аренду без торгов в безвозмездное пользование. Это хорошо, если речь идет о социальном жилье. Тогда стоимость земли не надо закладывать в стоимость квартир.

Но если застройщик и заказчик будут освобождены от платы за землю, но потом продадут жилье с учетом коммерческой стоимости земли под домом, то вся нагрузка по этому активу будет лежать на новом собственнике, а прибыль достанется застройщику.

Москвичи же не выиграют ничего: кроме улучшенных планировочных решений новые дома от сносимых не будут отличаться в положительную сторону ни по безопасности, ни по эксплуатационной экономичности и денежному содержанию, ни по эффективности управления, а, наоборот, станут более затратными и налогооблагаемыми.

ТАСС/А. Новодережкин

3 комментария:

  1. Что да как станет понятно лишь после первых *опытов* Все зависит от того, какое они законодательство примут, а то и договариваться им с нами не надо будет))))))))Но ведь как суки ставят вопрос- хотите ли вы жители дорогие сноса? Нет что бы корректно-хотите ли вы жители новое жилье там то и там то, такое то и такое? По практике понятно, что наебут как всегда)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первые опыты должны быть такие, чтобы можно было снимать патетические репортажи об осчастливленных горожанах. Тогда остальных уже можно будет легче сгонять в многоэтажные стойла. Большинство само пойдет, а несогласным помогут.

      Удалить
  2. Первые опыты будут и без переселения сняты бондарчуками в студии. Дома разваливаются и через год и через 5. Обратно ничего не вернешь. А вот вчера снесли домики двухэтажные, вообще не входящие в сносной проект. Знать бы кто на земли наши русские идет, ПИК, Крост или еще кто?

    ОтветитьУдалить