Герой моего рассказа - это усадьба Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной. Именно вся усадьба, а не только главный дом, который на фотографии.
Хотя он красив сам по себе и заслуживает отдельной истории.
Цоколь каменный, верх деревянный, строится начал в 1760-х годах, окончательно сформировался к 1804 году. Уцелел в пожаре 1812 года. Владельцы менялись, как перчатки.
Но мы не об этом, нас интересуют вещи более приземлённые, а именно деньги и квартирный вопрос.
Давайте попробуем проследить финансовую составляющую жильцов этого владения, коснёмся, так сказать, повседневной рутины.
Начнём мы повествование с одного из малоизвестных владельцев это места, его имя практически нигде не встречается в путеводителях, так как владел имением недолго. Но зато избавил его от постоя военных.
Звали хозяина НИКОЛАЙ БЕХТИН, подпоручик.
Будучи владельцем участка, Николай Бехтин пожертвовал 45 рублей Комитету по устроению казарм в Москве.
Традицию эту заложил император Павел, который объявил, что те граждане, которые не хотят, что бы в их домах квартировали офицеры, пусть скидываются на казармы и тогда от них отстанут и расквартировывать военнослужащих более не будут.
В историю подпоручик БЕХТИН вошел дважды.
Первый раз, когда на свои кровные экипировал 13 ратников для ополчения 1812 года.
Второй раз постаралась его жена.
В фондах Музеев Московского Кремля хранится серебряный золоченый восьмиконечный напрестольный крест-мощевик с эмалью, чернью, аметистами и белыми прозрачными стеклами, реквизированный в 1922 году в Соборе Богородска, куда его внесла в память о муже, вдова Матрена Бехтина.
Следующие владельцы и жили широко и тратили с размахом.
В 1803 году усадьбу купил отставной капитан ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЯКОВЛЕВ.
Затем, в 1805 году, хозяйкой является надворная советница ЮЛИЯ ПЕТРОВНА ЯКОВЛЕВА.
Купила этот участок у брата мужа за 5.000 тыс. рублей и заплатила поземельный налог 494 рубля 79 копеек.
Далее графиня ЕКАТЕРИНА САЛТЫКОВА, 35 лет.
В 1814 году проживала во владении с мужем Григорием (31 год), сыном Львом; с 72-х летней свекровью и племянницей Александрой на выданье.
Помимо этого было 11 человек дворовых и 13 человек жильцов. «Жильцы», это чужие дворовые, солдатки, богадельник и прапорщик с женой.
В 1815 году появляется тайный советник ИВАН МАТВЕЕВИЧ МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ 49 лет, супруга его Прасковья Васильевна 35 лет, дети Александра ???? 20 лет и Сергей 18 лет. Дворни 29 человек.
Налог - 144 рубля 39 копеек. Официально собственницей усадьбы являлась именно Прасковья Васильевна.
На 1822 год, это уже усадьба губернского секретаря ПАВЛА КАЛИНИНА, сам не проживает, в доме 39 дворовых.
Следующий хозяин - деловой до невозможности человек, губернский секретарь ВАСИЛИЙ АНТОНОВИЧ фон ЛЕВДИК, прошу любить и жаловать.
По документам «дохода не имеет», но как живёт!
Владел землёй лет тридцать, с 1842 года. Про него в Википедии пишут, что он в 1844 году организовал в своем доме приют на 100 сирот и стал его директором, но я подобных сведений не нашел. Может он и был директором какого-то приюта, но явно не в своем доме на Старой Басманной.
Фон Левдик по документам «купил» этот дом у своей родной жены, Авдотьи Фёдоровны, и сдавал всё подчистую, включая сараи.
На 1865 год кроме его самого и семьи из 3-х человек на участке проживают военный инженер-поручик с женой, вдова поручица, губернский секретарь с женой, неслужилый дворянин, землемерный помощник, топограф, коллежский советник с женой, подпоручик, коллежский регистратор, четверо мещан и четверо цеховых, 7 временнообязанных крестьян, 3 солдатки и 20 человек девиц пансиона гречанки С.М. Петино.
Никаких «сотен сирот» в жильцах не значится.
В 1881 году новая хозяйка ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА фон ФОХТ (дочь Василия фон Левдика) разогнала этот «кошкин дом» к чёртовой матери, разделив владение и продав его по частям.
Угловой дом с колоннами приобретается для «Московского совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии». Так что возник приют в доме именно в 1881 году. Эти сведения подтверждаются в разных архивах.
Директором приюта был Давидов Иван Юльевич, а попечительницей Дашкова Елизавета Андреевна, супруга Гофмейстера Двора Его Величества. Часть своих помещений приют так же сдавал внаем.
В «Оценочных ведомостях» за 1901 год главный дом характеризуется так:
в первом этаже вход в приют, колониальная лавка крестьянина Зорова, квартира Зорова; переплётное заведение мещанина Орлова; водопроводное заведение мещанина Тыщева, квартира Капустиной, дворницкая, кухня к приюту.
Во втором этаже 10 комнат детского приюта.
На антресоли хозяйственные помещения, квартиры смотрителя и помощниц.
Постоянно живущих сирот 21 человек, приходящих воспитанниц интерната 46 человек.
В 1912 году руководство приюта принимает решение дом разрушить и на его месте возвести шестиэтажное жилое строение. Детально разработанный проект поступает на утверждение в Городскую Управу, но те долго мурыжили, а потом грянула революция и особняк с колоннами уцелел.
Сразу после революции в доме опять образовалась коммуналка, только уже советская. Это повлекло за собой многочисленные перепланировки и растеску окон.
После длительной реставрации в 1986 году в здании был открыт музей декабристов (закрыт в 1992). В декабре 2000 года главный дом усадьбы был передан Музею Муравьёва-Апостола.
Ярцев Сергей
январь 2015 – январь 2018.
Современное фото для коллажа взято у
https://commons.wikimedia.org/wiki/User:NVO
Комментариев нет:
Отправить комментарий