Источник: https://realty.mail.ru/articles/44836/zhenskoe_jeto_delo__zdanij_sproektirovannyh_zhenshhinami/
Сколько леди-архитекторов вы можете перечислить навскидку? Готовы поспорить, что 70% наших читателей не вспомнят ни одной, еще 29% скажут про Заху Хадид, и только 1% удивят нас и назовут еще хотя бы двух
Сколько леди-архитекторов вы можете перечислить навскидку? Готовы поспорить, что 70% наших читателей не вспомнят ни одной, еще 29% скажут про Заху Хадид, и только 1% удивят нас и назовут еще хотя бы двух
В канун 8 Марта мы хотим показать вам, что архитектура – это именно та стихия, где женщина чувствует себя как рыба в воде и где суть Прекрасной Дамы может раскрыться во всей красе. В нашей сегодняшней подборке – 6 удивительных зданий, спроектированных и построенных представительницами прекрасного пола.
Заха Хадид: Центр Гейдара Алиева, Баку (Азербайджан)
Заха Хадид – главная героиня всех «женских» архитектурных подборок. В 2004 году она стала первой женщиной, завоевавшей главную архитектурную премию современности – Притцкеровскую. В 2006 году Заха Хадид стала дамой-командором Ордена Британской Империи.
Ее архитектура как будто пришла к нам из будущего: удивительные формы, причудливость конструкций, нестандартность во всем, множество света и плавность линий – каждый проект футуристичен до последнего сантиметра. Среди самых узнаваемых построек Захи Хадид – центр Гейдара Алиева в Баку. Это здание было признано лучшим в мире в 2014 году, и за него Хадид получила престижную премию «Дизайн Года».
В культурном центре разместились несколько выставочных залов, музеев, конгресс-центр, концертный зал и ресторан. Уникальный внешний вид центра делает его одним из самых узнаваемых проектов Хадид и визитной карточкой азербайджанской столицы. Кажется, что во внешнем виде центра Гейдара Алиева нет ни одной прямой линии, и его сложно отделить от ландшафта. Его причудливые изгибы как будто вырастают из вымощенной белым камнем площадки. Каждый, кто впервые прилетает в Баку, видит это здание во всей его красе: дорога из аэропорта в город проходит мимо холма, на котором расположен Центр. Кто-то ассоциирует дизайн здания с волной, кто-то видит в нем ветер, а кто-то вспоминает сюрреалистичные пространства Эшера.
Гиды взахлеб рассказывают туристам историю о том, что облик здания автор проектировала, взяв за основу личную подпись Гейдара Алиева. Думается, что сама Хадид очень удивилась бы, услышав эту информацию. Как бы то ни было, в глазах всего мира проект связан не столько с Гейдаром Алиевым, сколько с великой женщиной, «королевой форм», одним из лучших архитекторов XX-XXI веков – Захой Хадид.
Кадзуё Сэдзима: Учебный центр Rolex, Лозанна (Швейцария)
В копилке японки Кадзуё Сэдзима тоже есть Притцкеровская премия – она получила ее в 2010 году (правда, не в одиночку, а в паре со своим коллегой, Рю Нисидзавой). Это – первая и пока единственная женщина, которая возглавляла жюри Венецианской архитектурной биеннале. Мировой авторитет этого мастера непререкаем: архитектурное бюро SANAA, которым руководят она и Нисидзава, выполнило десятки амбициозных проектов в Европе, Азии и Америке. Больше всего зданий Сэдзима построила в родной Японии, но самые известные ее проекты – в Европе и США.
Учебный центр Rolex в Лозанне – визитная карточка гениальной японки. К Rolex он имеет отношение только в силу того, что корпорация спонсировала его постройку. Здание принадлежит Федеральной политехнической школе Лозанны и являет собой многофункциональный учебный центр.
Огромное здание площадью 37 000 квадратных метров было открыто в 2010 году на берегу Женевского озера. В конкурсе на его создание участвовали самые именитые дизайнеры мира, включая Заху Хадид, но предпочтение было отдано проекту SANAA.
Футуристичные округлые формы, плавное перетекание пространств друг в друга, прозрачность и мягкость — все здесь гармонично и спокойно. Снаружи здание напоминает колонию инопланетян, но внутри находятся совершенно земные и прозаичные вещи: библиотека, рабочие пространства для 900 студентов, множество учебных аудиторий, лекционные залы, фудкорт, исследовательская лаборатория. Внутренние помещения создают единое пространство: здесь сложно найти стену в привычном понимании этого слова. Здание напоено светом – и именно светом оно расписано: внутренние интерьеры выдержаны в спокойных естественных тонах. Проект действительно очень женский: мягкий, светлый и очень красивый. Студенты, которые здесь учатся, могут с полным правом называть это здание «альма-матер».
Карме Пинос: Кубическая башня, Гвадалахара (Мексика)
Карме Пинос, обаятельная каталонка, сделала себе имя не «благодаря», а «вопреки». Начиналась ее карьера во времена счастливого супружества: она работала вместе с мужем-архитектором, Энрике Мираллесом, который в 1980-х годах был восходящей звездой испанской архитектуры. На Карме критики и архитекторское сообщество не обращали никакого внимания: она была тенью успешного мужчины. В 1991 году супруги развелись, Карме осталась без мужа, без работы и без репутации.
Но, как и для многих талантливых женщин, неудачи стали для нее трамплином. Крохотное архитектурное бюро, основанное Карме Пинос после развода, выросло во всемирно известную фирму, которая сегодня получает заказы со всего мира. Пинос преподает в Гарварде, Лозанне и Колумбийском университете и считается одним из самых модных мировых архитекторов.
По ее проекту построена, например, Кубическая башня (Torre Cube) в мексиканской Гвадалахаре. Уникальное сооружение высотой 70 метров проектировалось под офисный центр.
Пинос решает проблему замкнутого пространства, в котором заключены офисные работники: сквозь здание проходит свет, который пронизывает все помещения. Конструкция башни делает ненужным и искусственное кондиционирование помещений: полый центр здания окружен тремя вертикальными кластерами. Они соединены с внутренним пространством и между собой так, чтобы создавался естественный поток воздуха.
Внешний вид здания делает его достопримечательностью города: Карме Пинос играет с гравитацией, с балансом «кубиков», из которых собрана башня. Обычные для строительства современных башен стекло, бетон и металл дополнены деревянными панелями, которые очень оживляют постройку и добавляют фактурности к уникальной форме.
Франсина Хубен: библиотека Бирмингема, Бирмингем (Великобритания)
Карьера голландского архитектора Франсины Хубен немного похожа на судьбу Карме Пинос. Она тоже начинала работать в одном бюро с мужем-архитектором, тоже после развода осталась ни с чем – и тоже сделала себе имя в архитектуре, обойдя бывшего благоверного по всем статьям.
Сегодня Франсина Хубен преподает архитектуру в университетах Нидерландов и США, читает лекции в Гарварде. В 2003 году она стала куратором Первой архитектурной биеннале в Роттердаме. Список ее наград впечатляет: так, за проект библиотеки Бирмингема она стала архитектором года в 2014 году.
Архитектура Хубен основывается на принципах современной урбанистики: здания идеально вписываются в городской ландшафт и максимально функциональны. Особенно она прославилась проектами библиотек в разных городах мира, хотя в ее портфолио – и проекты парков, и вокзалы, и офисные небоскребы, и концепции развития городских кварталов.
Библиотека Бирмингема, крупнейшая в Европе, была построена по проекту Франсины Хубен к 2013 году. В год это здание посещают более 2 млн человек. В 2015 году это здание было на 11 месте среди всех достопримечательностей Великобритании и на 1 – среди достопримечательностей за пределами Лондона.
Здание действительно уникально. Высота его 10 этажей, площадь – 35 000 квадратных метров. Фасад здания остеклен и весь закрыт «кружевом» из алюминиевых колец, черных и серебристых. Эта неожиданная романтика резко контрастирует с прямоугольными кубическими формами здания и создает поистине оглушительный эффект. Открытые террасы на этажах дополняются атриумами и ротондами, все пространства обустроены так, чтобы в помещения поступал свет.
Это здание окончательно закрепило место Франсины Хубен на мировом архитектурном Олимпе. Дизайн библиотеки будто намекает нам на то, что истинная практичность тоже не чужда красоты и кружевной элегантности. Очень по-женски, не правда ли?
Одиль Декк: павильон мебельного центра Greenland, Шанхай (Китай)
История этой эпатажной француженки похожа на сценарий фильма о любви и памяти. Ее любимый муж и партнер по работе – Бенуа Корнетт – поддерживал ее с самого начала карьеры. Вместе они организовали архитектурное бюро и плодотворно работали. Но в один далеко не прекрасный день супруги попали в автокатастрофу. Одиль выжила, а Бенуа погиб. Декк продолжила семейный бизнес: ее бюро до сих пор называется ODBC, по первым буквам их с Бенуа инициалов.
Успехи Одиль Декк на мировой архитектурной сцене впечатляют: ее проекты очень узнаваемы, а сама она – обладательница бесчисленного количества наград и премий. Среди них – «Золотой лев» Венецианской биеннале, премия Джейн Дрю и многие другие. Одиль – бунтарка. Она искривляет, сжимает и расширяет пространство, не стесняется резкости и контрастных форм, создает проекты, наполненные энергией изнутри. Все ее творчество – манифест свободе, причем – очень громкий манифест. Один из самых ярких и узнаваемых ее проектов – павильон мебельного центра Greenland в Шанхае, победивший на архитектурном фестивале в Барселоне в 2008 году.
Его структура организована тремя мачтами, которые пересекаются в самой высокой точке здания. Этот своеобразный футуристический вигвам можно отнести и к импрессионизму, и к кубизму. Он облицован алюминиевыми панелями, окрашенными в черный и красный цвета. Проект уникален, его ни с чем не спутаешь, и даже в разномастной архитектуре Шанхая павильон выглядит удивительной достопримечательностью.
Одиль Декк – это торжество эпатажа во всем: и в архитектурных проектах, и в поступках, и в высказываниях, и во внешнем виде. Ее необыкновенная работоспособность, помноженная на безмерный талант и смелость, доказали всему миру: ни один мужчина не способен затмить страстную женщину. Ни в чем.
Элисон Брукс: здание Brass Building в жилом комплексе Accordia, Кембридж, Великобритания
Элисон Брукс родилась в Канаде, но ее архитекторская карьера состоялась в Лондоне. В ее жизни не было впечатляющих падений: вся ее работа – это ровный и уверенный взлет. В проектах Брукс нет эпатажа и гипертрофированного футуризма. Концепция работы ее бюро – «элегантный модернизм». Сегодня Брукс известна по всему миру как создатель интеллигентных и красивых зданий, которые идеально вписываются в жилые ландшафты.
Бюро Брукс проектирует и общественные пространства, и отели, и библиотеки, и университетские кампусы, но всемирного признания она добилась благодаря работам в области проектирования жилых кварталов и домов. В 1999 году она получила британскую премию «Молодой архитектор года», в 2000 году выиграла премию Европейской ассоциации отельного дизайна, в 2008 – премию RIBA Stirling Prize (кстати, ее бюро номинировалось на эту премию рекордное количество раз – трижды), а в 2013 году получила звание лучшей женщины-архитектора в мире.
Здесь мы хотели бы представить ее проект, выигравший RIBA Stirling Prize, – здание Brass Building в жилом комплексе Accordia в Кембридже. В нем всего 12 апартаментов. Здание похоже на удивительный кристалл, мерцающий оазис среди старых деревьев, оно резко контрастирует со строгой ортогональной геометрией остального квартала. Панорамные окна спроектированы на гранях «кристалла» так, чтобы из каждого окна открывался вид на разные элементы пейзажа: отсюда – и многогранность. Здание пронизано светом. Днем оно выглядит как модернистская игрушка, а ночью – как магический кристалл.
Элисон Брукс каждой своей работой доказывает: женщина не только призвана поддерживать огонь в домашнем очаге, она способна сложить этот очаг самостоятельно, и он будет настоящим произведением искусства.
Людмила Губаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий