среда, 3 июля 2019 г.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Вдруг кому интересно.

Навеяло постом Михалыча http://www.budenpos.ru/2019/07/blog-post_2.html



Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы».

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».

1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, 
персов.






2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.




3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.




4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.




5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.




6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.




7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.



8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.



9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.



10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.



11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.



12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов 
сохранились лишь фрагменты.



13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.



14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.



15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.



16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.



17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.



18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.



19. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.



20. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.



21. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...



22. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.



23. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.



24. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.



25. Место одной из глав храма заняла вытяжка.



26. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.



27. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.



28. В толстых стенах были прорублены окна.



29. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.






















30. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.



31. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.



32. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского. Так, вся в лесах, колокольня выглядела в мае 2012 года.



33. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.



34. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.



Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе  идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется снести всю их «Стрелецкую слободу». 

Будут ли когда нибудь снесены корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, чтобы действительно полностью восстановить уникальный храм, сие нам не известно.

6 комментариев:

  1. Юрич,спасибо.Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  2. Вот бы куда направить усилия любителей старой Москвы и исторических построек!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, все верно, хороший материал, молодец Юрич!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 16:03, видимо, материал взят отсюда: https://moscow-walks.livejournal.com/1431832.html
      Семён Михайлович, посмотрите, там наверняка еще много хорошего материала, может, еще что опубликуете.

      Удалить
    2. Спасибо, обязательно посмотрю.

      Удалить
  4. О, редкий случай для анонима - умение пользоваться гуглом ))))

    ОтветитьУдалить